Методические разработки

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния...Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы...»

(Е.И. Тихеева)
 

 
     В  последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.

     Из глубины веков все народы в воспитании определяли основную цель - сохранение, укрепление и развитие добрых народных обычаев и традиций, передача подрастающему поколению житейского, трудового, духовного, опыта, накопленного предками.
     И это приобщение особенно значимо в дошкольные годы.
     Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
     Успех, приобщение дошкольников к народной национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.
      Мы поделимся своим опытом создания мини-музея, как одного из средств развития интереса к народной культуре и традициям детей дошкольного возраста.
     В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно. Разрешается трогать, переставлять, менять, брать в руки, рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. 
     Стоит отметить, что мини – музей в группе детского сада – должен быть оформлен с учётом возрастных и эстетических и гигиенических норм, с соблюдением правил безопасности длядетей дошкольного возраста. Материалы музея должны выкладываться постепенно, по мере получения новой информации.


 

    Цель мини - музея: формировать представление о быте и традициях народов Крыма, через обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста и стимулирование познавательной   и речевой активность ребёнка.

     Итак, вашему вниманию  представлен музей трех национальностей: русской, украинской и крымско-татарской.
     Наверняка вы обратили внимание на необычную форму нашего музея. Она была определена неспроста, ведь в семантическом представлении книга означает жизнь, учение, откровение и дух мудрости.  А эти ценности из глубины веков плодотворно использовались народной педагогикой.
     Активное участие в создании музея приняли и родители, и воспитатели, и воспитанники. Сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.
     Для создания обложки книги-музея использована технику папье-маше, активно привлекая своих воспитанников. Это было интересным и увлекательным занятием, ведь они стали соавторами в создании музея. В непринужденной обстановке, воспитанники соприкасались с истоками культур нашего многонационального полуострова.
     Для создания реалистичного быта были использованы различные виды тканей. Выбор такой техники был обусловлен стремлением к развитию познавательных интересов через тактильные ощущения.
     Для ознакомления с национальной кухней мы изготовили мини-макеты национальных блюд, используя соленое тесто.
     Для воспитания интереса и любви к традициям народного искусства, были изготовлены куклы в национальных костюмах.
     И, для полноценного восприятия реального народного быта была изготовлена  мини-мебель.

    Итак, первая страница «Русская горница».

     Мы оказались в русской избе, в главной комнате, которую называли горница.
Обязательным элементом избы была печь. Печь была сердцем дома, «деревенская кормилица» -  говорили о ней. Она выполняла очень важную функцию – на ней спали младшие дети и старики, готовили пищу, сушили одежду и даже мылись. Вот встанет хозяюшка по утру, и сразу печь растапливает.
     Под стенами стояли лавки, и были они настолько широкими, что на них можно было даже спать.В углу вешали иконы и называли его «божником», «красным углом».
     Напротив печи обычно ставили стол, а на него самовар, пироги, бублики баранки.
Хозяюшки носили в сарафаны и кокошники, мужчины одевали картузы.

Крымско-татарское жилище.
 

        Теперь, мы с вами оказались в «къырымтарарэвичинде».
       Интерьер крымскотатарского был ярко украшен узорнымивойлочными коврами (кийиз), постеленных на полу, широких и низких диванов (сет), расположенных вдоль стен.
      Вещи, одеяла и подушки были уложены стопкой на сундуках (сандыкъ).
      Убранство жилищ также дополнялось предметами мебели - низенькими столиками(хона), скамейками, зеркалами, занавесями.
      Крымские татары — мусульмане. Каждый мусульманин стремился иметь дома Коран, который висел в сумочке недалеко от постели и служил оберегом.
      Традиционными блюдами у крымских-татар были: янтыкъ, сарма, долма, татараш.
Украинское жилище
      Центром старинного дома была украинская груба или печь (по— русски).
     Украинские хозяюшки очень любили украшать стены и окна вышитыми рушниками.
     Обращает на себя внимание мыснык, где хозяева, по обычаю, выставляли самую красивую посуду.
    В центре комнаты — по традиции большая скрыня, вкоторой хранили вещи, приданное. А в красном углу по   традиции любой православной хаты — образа, вышитые картины по стенам и все это убрано рушниками.

 
Украинское жилище

 

     Центром старинного дома была украинская груба или печь (по— русски).
     Украинские хозяюшки очень любили украшать стены и окна вышитыми рушниками.
Обращает на себя внимание мыснык, где хозяева, по обычаю, выставляли самую красивую посуду.
     В центре комнаты — по традиции большая скрыня, вкоторой хранили вещи, приданное. А в красном углу по традиции любой православной хаты — образа, вышитые картины по стенам и все это убрано рушниками.